Дмитрий Стешин

https://e-news.su/mnenie-i-analitika/283515-kak-kievskuyu-ru

Как Киевскую Русь превратили в Украину, а потом в «АнтиРоссию».

Часть 1

Почему одни русские и другие русские, которые назвали себя украинцами, стали врагами?

Хоронить Советский Союз, а заодно и Россию украинские националисты открыто начали еще в 1990-м. До беловежского сговора оставалось больше года...

Непостижимый вопрос последних десятилетий. Есть только один метод, чтобы получить правильный ответ, - пройтись по всему древу малороссийского сепаратизма - от невинного семечка до ядовитых плодов.

Выяснить, кто поливал, окучивал и удобрял саженец. Путь этот займет почти 900 лет.

«Семена и всходы»

«КОТЛЕТА ПО-КИЕВСКИ»

В августе 1991 года, накануне путча в Москве, президент США Джордж Буш-cтарший приехал в Киев и выступил перед депутатами и министрами Украинской ССР. Злые языки впоследствии назвали эту речь «котлетой по-киевски» - возможно, из-за растопленного масла, которое брызжет из этой котлеты при сильном нажатии на нее вилкой.

Всегда неожиданно и во все стороны - можно заляпать всех соседей и уделаться самому. Так оно и вышло - в историческом контексте. Но тогда, в дни исторического перелома, Буш откровенно врал в своем выступлении, и никто его не поправил - все хотели услышать эти слова:

-«Много веков назад ваши предки нарекли эту страну Украиной, то есть «границей», потому что ваши степи связывают Европу и Азию. Однако украинцы стали пограничниками иного рода. Сегодня вы открываете границы и контуры свободы».

Буш и Кондолиза Райс (будущий госсекретарь США), писавшая ему эту речь, прекрасно знали, что в УССР есть запрос на отделение от того, что впоследствии назовут Русским миром. Знали ли американцы, что этот запрос базируется на сконструированном мифе о «древнем государстве Украина»? Думаю, знали и сами приложили руку к его созданию. И самое обидное, что СССР тоже принял в этом деятельное участие.

Егор Холмогоров, историк, публицист:

- Мы можем взять трехтомник «Воссоединения Украины с Россией», выпущенный Академией наук СССР к 300-летию Переяславской рады, и обнаружим, что слова «Украина» там вообще нет! Кроме современного заглавия. Ни в польском, ни в русском, ни малороссийском массиве документов это слово не встречается.

Если почитать оригиналы грамот Богдана Хмельницкого, мы поймем, что это абсолютно непохоже на то, что сейчас считается «украинским языком». Грамоты эти для московского царя Алексея Михайловича приходилось переводить, и дьяки помечали на полях: «переложено с белорусской речи».

К сожалению, в дни «парада суверенитетов» никого на Украине не волновало, что дальнейшая жизнь одного из самых больших новых государств на континенте будет строиться на мифологизированной лжи. Никто даже не подумал, какие нерешаемые противоречия это породит, вплоть до гражданской войны и череды майданных смут.

США практически моментально, уже через 1,5 месяца после референдума о независимости (он прошел 1 декабря 1991 года), признали новое государство Украина. Украинским политикам этого одобрения сюзерена оказалось достаточно, но людям, населяющим новое независимое государство, - нет. Судя по пятилетней гражданской войне, условного Русского мира с украинским государством, новой украинской историей и самим украинским языком. Истоки этого противостояния лежат в далеком прошлом, в конце «темного Средневековья».

2 августа 1991 года, то есть еще до распада ССCP, президент США Дж. Буш-cтарший с трибуны Верховного совета УССР фактически отделил Украину от России. За его спиной - Леонид Кравчук, председатель Верховного совета УССР и первый президент Украины

ПЕРВЫЙ ПОСЕВ

- В те времена там жил единый - и это исторический факт - русский народ, - утверждает Андрей Марчуков, старший научный сотрудник Института российской истории:

- Где бы он ни жил тогда - в Киеве, Галиче, Владимире-на-Клязьме, Москве или Витебске, - народ этот был един - культурой, верой и самосознанием.

Не о чем спорить с Андреем Марчуковым - есть «Повесть временных лет» XIII века, неоспоримое свидетельство единства народа. Вот только у летописи есть два списка, две версии - «Лаврентьевская» и «Ипатьевская». Одна с севера - из суздальских земель, другая - из мест, что называются сейчас Западной Украиной. Возможно, это первое материальное свидетельство начинающегося разделения народа.

Казалось бы, как может быть связано татаро-монгольское нашествие Золотой Орды и нынешняя Украина? Связь самая прямая: именно в след копыта монгольской лошадки было брошено семя будущего сепаратизма.

Егор Холмогоров:

- Именно нашествие уничтожило политическую и геополитическую сборку Древней Руси. До этого князья Рюриковичи собирались вокруг киевского стола, боролись за него… но в 1240 году город Киев был разорен, фактически - уничтожен. Эта сборка исчезла. Две наиболее сильные части выживших после нашествия - Владимиро-Суздальская Русь и Русь Галицкая, юго-западная - начали дрейфовать в разные стороны.

Хотя первое время Даниил Галицкий и Александр Невский пытались поддерживать между собой отношения - союз, брачные связи. Но у двух частей Руси было совершенно разное положение. Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович сразу поняли, что у Руси нет никаких шансов противостоять Золотой Орде. Единственное, что можно было тогда сделать, - как-то мирно с Ордой уживаться, пока, даст бог, она куда-нибудь не исчезнет.

Как показала история, эта выжидательная и во многом унизительная политика, оказалась, как сейчас говорят политологи, игрой в долгую. Впрочем, на Руси Галицкой, Юго-Западной Руси, шли почти такие же неприятные процессы. И не все с ними были согласны. Русские люди, оказавшиеся между двух жерновов - диким степным Востоком и безжалостным Западом, голосовали ногами. Следы их исхода до сих пор можно встретить и на бумажной карте, и в электронном навигаторе.

Богдан Безпалько, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ:

- Существует множество топонимов, которые повторяют топонимы той самой Юго-Западной Руси. В Костромской области, например, есть город Галич. Он основан выходцами из того самого Галича. Есть и в Подмосковье такой «вторичный топоним» - Звенигород, где находится старейший храм Руси.

Можно вспомнить и Муром северный, и Муром под Киевом… И еще сотню топонимических связок, оставшихся от раскола Руси. Как следствие земли Юго-Западной Руси стремительно пустели, и по законам истории при повторном заселении территорий там обязательно будут жить иные люди. Нет, не другие, иные.

И если монголо-татары в центральной Руси не занимались переформатированием русской идентичности, на юго-западных границах в этом преуспели, заложив в единый народ бомбу с замедлителем, установленным на несколько сотен лет. Можно допустить, что бомбу в те времена снаряжали неосознанно. Так получилось.

«ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ»

Этот современный мем, высмеивающий цинично известное заблуждение, рожден советскими классиками сатиры Ильфом и Петровым. Рожден не на пустом месте, он вылез из архетипической народной памяти - из века в век Русь наступала на одни и те же грабли, пытаясь искать союзников там, где можно найти только расчетливых и терпеливых врагов.

Егор Холмогоров:

- Даниил Галицкий, напротив, полагал, что возможность для сопротивления Орде есть. Он верил, что его княжество - часть европейского мира. Можно наладить контакты с Римским Папой, с соседними королевствами и отбиться, хотя венгры и поляки сами отчаянно нападали на Галицкое княжество. Но поддержка Рима почему-то считалась важной, и Даниил сделал очень спорный ход. Он попытался заключить с Римом церковную унию, некое соглашение, по которому его православные подданные переходят под власть Рима.

Папа выдал ему охранную грамоту для защиты земель, но поляки и венгры не обращали на нее внимания в своих земельных притязаниях. И через несколько лет про эту унию позабыли. Хотя митрополит Киевский Кирилл Второй после этой унии уехал на север, к Александру Невскому, и больше на юге Руси даже не появлялся. Не захотел оказаться в ситуации, когда его будут силой принуждать к принятию католичества. Это было первое маленькое зернышко, которое поливали и растили некоторую отдельность и сепаратность Малороссии.

Вообще понятие «Малая Русь» появилось в византийских документах и относилось лишь к Галицкой Руси. Киев рассматривался византийцами как часть Великой Руси.

Постепенно династия Даниила Галицкого теряла власть, его наследие распадалось и растаскивалось соседями. И каждый сосед пытался учредить на территории Малой Руси отдельную церковную иерархию, чтобы соединить ее с Римом. Получалось плохо.

Но самые тяжелые времена были еще впереди.

ОТ АВТОРА

Плата за мир натурой

Разделение Древней Руси на части, одна из которых через много веков назовет себя Украиной, это история про «доброго» следователя и «злого». «Злому» не веришь подсознательно.

Северная Русь видела в монголо-татарском иге только жестоких и алчных завоевателей и считала, что рано или поздно, но переработает эту агрессивную биомассу самостоятельно - приручит или уничтожит. Западная Русь, наоборот, пыталась найти заступников среди третьих лиц, доверилась «доброжелателям» в овечьих шкурах и заплатила за это собой. Другой цены не было.

А потом оказалось, что можно вернуть все, откатить систему назад, переустановить. Заново отстроить свои сожженные города - еще краше, нарожать детишек, вернуть кровавые долги сторицей и жить своим укладом и верой дальше. Более того - расти, превратившись в самую большую страну на планете.

А вот свою национальную идентичность вернуть назад оказалось невозможно - нет такой кнопки в Истории. А вот кнопка «манкурт» есть - красная, торчит на самом видном месте. И кнопки «зависть» и «самобытность» рядом…

Жестокий урок, который уже много веков продолжает учить Украина. Звонка пока не было. «Звонок - для учителя».

Часть 2

Есть только один метод, чтобы получить правильный ответ - пройтись по всему древу малороссийского сепаратизма.

Выяснить, кто поливал, окучивал и удобрял саженец. Путь этот займет почти 900 лет.

В первой части мы нашли первые истоки отдаления частей Киевской Руси друг от друга - монголо-татарское нашествие заставило каждую из них искать свои пути сопротивления и выживания. Северная Русь пыталась сохранить самостоятельность, хоть и выплачивала дань Орде, а Западная Русь доверилась европейским соседям и оказалась ими поглощена...

САЖЕНЦЫ

В классическом определении слово «уния» - это некий союз государств, происходит это слово от латинского unio - единение. Католический Рим, мечтавший собрать у папского престола все христианские конфессии, использовал унию как политический инструмент. Иногда настолько успешно, что последствия всплывали через многие сотни лет. Недавнее размежевание церквей на Украине - зримый отголосок даже не старых, а древних папских интриг.

Егор Холмогоров, историк и публицист:

- По-настоящему тяжело стало в середине XIV века, когда появилось Великое княжество Литовское и во главе его стал Ольгерд - выдающийся завоеватель. Он просто начал захватывать южнорусские земли. В 1360 году он занял Киев. Разумеется, главным противником Ольгерд видел Москву, имеющую законные права на эти земли.

Литва предоставляла торговые льготы вновь присоединенным землям, которые уже не должны были платить дань Орде, если находились в составе княжества. До сих пор западные границы Украины и Белоруссии совпадают с бывшими границами княжества Литовского.

Разумеется, Ольгерд занимался созданием новой церковной иерархии на этих землях, пока Литва не слилась с Польшей под сенью католичества в федерации под названием Речь Посполита. «Люблинская уния», родившая это государство, была подписана в 1569 году и просуществовала до самого конца XVIII века. Вот с этого момента начался духовный дрейф этих земель прочь от России, которая в это же время крепла.

И вот в этом зазоре, между Россией, претендующей на статус «Третьего Рима», и появившейся могучей Речью Посполитой, пробился свежий побег украинского сепаратизма.

ОСТАВАЛАСЬ ОДНА ИДЕНТИЧНОСТЬ - ПРАВОСЛАВИЕ

Почва любого сепаратизма - отказ от своей исторической идентичности. Инородцы - новые «осваиватели» русских земель - серьезно работали с доставшимся им населением. Они почти вытравили идентичность старую, русскую, но полностью идентичность западную привить не смогли и не успели. И в этом непрочном шве была скрыта трагедия будущей Украины.

Егор Холмогоров:

- Время шло, шло постепенное обучение в Речи Посполитой русского дворянства. Дети их стали получать образование в иезуитских коллегиях, говорить по-польски и принимать католичество. Значительная часть епископата, подчиняющаяся Константинополю, стала думать, что им будет лучше жить в статусе католических епископов.

И в 1596 году была заключена Вторая уния - Брестская, по которой православных архиереев в пределах Малой Руси не осталось вообще. После чего поляки официально запретили православие в Речи Посполитой.

И этот запрет сопровождался террором. И унизительными ситуациями, когда церкви передавали в аренду местным евреям-шинкарям. Этот факт привел к бешеному росту антисемитизма. Жестоко относились и к русскому крестьянству - факт общеизвестный. Русские люди оказались под жесточайшим прессингом, и никакая русская культура в таких обстоятельствах развиваться не могла.

Ситуация на тот момент выглядела так: «вестернезированное» городское население, живущее по магдебургскому праву, - и не видевшие света крестьяне, для которых не было ничего слаще возвращения на родную Русь.

Чаяние крестьян воплотили запорожские казаки. Назвать их «протоукраинцами» невозможно - слишком много народов приняла Запорожская сечь. Единственным фактором самоидентификации у казаков было православие. Что не мешало гетману Сагайдачному ходить набегом на Москву, а потом просить у той же Москвы православных епископов и каяться за свои кровавые художества.

Казаки во главе с Богданом Хмельницким, по сути, вернули Малороссию в Россию, собрав Переяславскую раду и попросившись «под руку московского царя». И те же самые казачьи старшины, мгновенно превратившиеся после возвращения в Россию в третьеразрядных дворян, сохранили в себе некоторое странное послевкусие…

Богдан Безпалько, член совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ:

- У казачьих старшин был хороший пример - Речь Посполитая, где монарх не определял политику государства. Но гордиться там было нечем - эта политика вольностей привела к тому, что Речь Посполитую разделили между собой три государства и три раза подряд. В любом случае у шляхты и магнатов власть была почти абсолютная.

И некоторые малороссийские дворяне, зачастую не имевшие никаких аристократических корней, которые и вылезли наверх благодаря восстанию Богдана Хмельницкого, начали вспоминать «былые вольности». Это и стало толчком для развития сепаратизма на территориях, которые сейчас называются Украиной.

ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ

Объективно южнорусские области отличались визуально от остальной России - это зафиксировано в тысячах записок и дневниках безвестных путешественников и писателей-классиков. Бревенчатые избы сменялись мазанками и плетнями, вместо лошадок - волы, а потом появлялся и более певучий язык - русский, но в то же время не совсем… Этих языковых и этнографических отличий не хватало для полноценного развития сепаратизма.

На Русском Севере или в Сибири, Поволжье, на Дону архитектура и наречия тоже отличались. Но об отделении от Центральной Руси из-за разницы в наличниках или аканья-оканья никто не думал. И тогда с языком в Юго-Западной Руси начали серьезно работать. А потом стали работать с народом.

Было кому - украинский сепаратизм имел сразу двух повивальных бабок, споривших над новорожденным младенчиком: Польшу и Австро-Венгрию. Воспитанник католических школ в Бердичеве и Умани Франтишек Духинский, основоположник «украинства», честно писал в начале XIX века:

«Москали не являются ни славянами, ни христианами в духе славян и других индоевропейских христиан. Они остались кочевниками до наших дней и останутся кочевниками навсегда».

По крайней мере это было сказано честно. Более умные, работали молча.

Андрей Марчуков старший научный сотрудник Института российской истории:

- Взять местное наречие, кодифицировать, оформить, добавить пару-тройку новых букв, назвать языком, а его носителей - нацией. Провернуть такую операцию можно было в любой местности… В Сибири, например, была попытка создать «сибирский язык». Пишем книжки, вроде бы невинной этнографией занимаемся, а на самом деле - политикой! Многие не понимали, как это серьезно.

Новый язык высмеивали русские классики, например, Тургенев в «Рудине»:

«- Вот мы толковали о литературе, - продолжал он, - если б у меня были лишние деньги, я бы сейчас сделался малороссийским поэтом.

- Это что еще? Хорош поэт! - возразила Дарья Михайловна, - разве вы знаете по-малороссийски?

- Нимало; да оно и не нужно. Стоит только взять лист бумаги и написать наверху: «Дума», потом начать так: Гой, ты доля моя, доля! или: Седе казачино Наливайко на кургане!, а там: По-пид горою, по-пид зеленою, грае, грае воропае, гоп! гоп! или что-нибудь в этом роде. И дело в шляпе. Печатай и издавай. Малоросс прочтет, подопрет рукою щеку и непременно заплачет, - такая чувствительная душа!»

Все это напоминало бы скверный анекдот, но в Малороссии к тому времени уже сложились первые интеллектуальные кружки «первых украинцев на планете». Самый известный: Кирилло-Мефодьевское братство, созданное в 1845 году учеником польской профессуры, историком Николаем Костомаровым. Именно этот кружок малороссийских интеллектуалов впервые заявил: «На Украине живет особый народ - украицы».

Воспитанник этого «братства» Пантелеймон Кулиш считается «отцом» украинского языка. Он создал алфавит и даже попытался перевести на украинский язык Псалтырь. Фраза «Да уповает Израиль на Господа» он перевел как «Хай дуфае Cруль* на пана»…

Богдан Безпалько:

- Создание языка не находило понимания у народа. Языком занимались сектанты-партийцы, сами для себя издавали газеты, которые сразу же закрывались, как заканчивались спонсорские деньги. Не было читателей. Не было литературного массива.

Могу процитировать Евгения Чикаленко (один из спонсоров «украинского дела», крупный землевладелец. - Авт.): «Когда мы ехали на открытие памятника Шевченко, если бы поезд потерпел крушение, украинское дело затормозилось бы на многие десятилетия». Все сторонники «украинства» в середине XIX века помещались в один вагон.

Но у этого процесса был такой компонент, как внешнее влияние. Эти партии и кружки были интересны тем, кто хотел ослабления России.

Литература, которая ходила по рукам в этих кружках, была напечатана в типографиях Львова, находившегося в те годы в составе Австро-Венгерской империи.

_________________

*Сруль - краткая форма мужского имени Исраэль, в русской фонетике - Израиль.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Забытый геноцид русских

Еще десяток лет назад эти названия были знакомы лишь историкам. Талергоф и Терезин были первыми концентрационными лагерями в истории человечества - еще в начале ХХ века. И первыми узниками в них были русские… Точнее, потомки русских, проживавших на землях бывшего Галицкого княжества, находящихся под контролем Австро-Венгерской империи. И в них тогда вдруг проснулось русское самосознание.

Историки посчитали толчком, разбудившим Галицкую Русь, проход через эти земли русской армии под командованием генерала Паскевича. Первым о том, что они русские, вспомнило униатское духовенство. И люди стали массово возвращаться в православие, вспоминать русский язык, выписывать из Москвы русские книги. Поставили на народные деньги памятник Пушкину…

Сначала австрийцы просто пытались обезглавить народное движение, проведя несколько десятков судебных процессов. Не получилось. Тогда в начале Первой мировой, в сентябре 1914-го, были созданы концлагеря Талергоф и Терезин, куда согнали русское население - 20 тысяч галичан и буковинцев. Бараков не было, спали на земле. В лагерь могли поместить за найденную при обыске открытку с Пушкиным или книгу на русском языке.

Историческая цитата:

В первое время было уничтожено более 60 тысяч человек, более 100 тысяч бежало в Россию, еще около 80 тысяч было уничтожено в 1915 - 1917 годах после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено заодно даже 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к Православию и России». (Депутат Венского парламента А. Дашинский.)

Галичина оказалась первой территорией в Европе, зачищенной по этническому признаку. Не случайно она и стала родиной бандеровщины.