Салафиты в России

 

 

В последнее время в Российской Федерации наблюдается тенденция усиления влияния идей салафизма, в особенности в регионах с мусульманским населением ("салафитами" себя называют последователи политико-идеологического течения среди мусульман-суннитов, одним из направлений салафизма является "ваххабизм").

Отличительная особенность салафитской идеологии - беспрекословное подчинение как в религиозной, так и в повседневной жизни конкретным проповедникам. Такой подход позволяет манипулировать массами в политических интересах. По сути, идеология салафизма - это идеология группировки, секты, преследующей политические цели.

Характерными чертами салафитского понимания ислама являются:

- формализм, стремление к детальной унификации образа жизни всех мусульман;

- нетерпимость к инакомыслящим, пропаганда насилия по отношению к несогласным;

- выдвижение на первый план идей джихада, трактуемого как борьба со всем, противоречащим салафитским установкам;

- стремление к уничтожению других идеологических систем, к установлению мирового господства;

- активное использование организованных форм политической и социальной деятельности, приемов и методов психологической борьбы;

- деление общества на мусульман и "неверных", противопоставление мусульман ("настоящими" мусульманами считаются только приверженцы салафизма) немусульманам.

В ходе возрождения исламской религиозности в РФ, в условиях недостатка компетентного внимания государственных структур, религиозного невежества общества, проникшей из-за рубежа идеологии салафизма удалось оказать воздействие на мировоззрение значительного количества верующих.

Именно салафизм, в той или иной форме, стал идеологией "фундаменталистских" ("исламистских") социально-политических движений, повсеместно распространившихся в мусульманском мире. Радикальное крыло этих движений стало базой для международного терроризма.

В то же время, "легальные" пропагандистские усилия салафитов вроде бы направлены на дискредитацию тех форм политической и вооружённой борьбы, которые используются сегодня в мусульманском мире неподконтрольными властям "фундаменталистскими" группировками. Особо подчеркивается нежелательность создания нелегальных политических организаций. Однако, отрицание методов борьбы экстремистских группировок не носит принципиального характера.  Идеологическое противостояние террористическому "джихаду" носит исключительно тактический характер. При других условиях, салафитские идеологи могут не только оправдать, но и инициировать дестабилизирующие процессы.

Если говорить о насилии салафитов по отношению к традиционалистам, то можно отметить, что только за последние 10 лет в России от рук радикалов погибло более 50-ти имамов, муфтиев и религиозных проповедников, отстаивавших традиционный ислам.

В силу базовых постулатов своей идеологии, салафизм направлен на развитие в мусульманской среде конфессиональной нетерпимости, стремления к обособленности и конфронтации.

Среди находящихся за рубежом последователей данного салафитского течения есть выходцы из России дагестанского, кабардинского, татарского происхождения, активно пытающиеся нести эти идеи в РФ. При этом преследуются следующие цели:

- "спасти" идеологию салафизма от компрометации в глазах верующих, обличая преступную деятельность террористических группировок;

- перенести акцент с джихада вооруженного на джихад информационно-психологический, направленный на "исламизацию" по салафитскому образцу;

- войти в доверие к властям как мусульманских, так и немусульманских стран с тем, чтобы получить новые возможности для распространения своих идей;

- под лозунгами защиты ислама вовлекать верующих в политическую борьбу.

 

Некоторые справочные материалы

 Официальный интернет-ресурс имамов "Ахлю Сунна" (салафитов) Ингушетии

http://islam-today.ru/ahlul-sunnah-jamaa/

 

Исламский университет Медины (ИУМ)

Один из самых крупных и престижных исламских университетов. Основан в 1961 году в Медине по инициативе правительства Саудовской Аравии. В настоящее время в университете обучается более 20 тысяч студентов из более семидесяти стран мира.

В университете ведется обучение сразу по нескольким специализациям: Коран, шариат, хадис, призыв и основы религии, арабский язык.

Выпускникам предоставляется возможность дальнейшего обучения для получения степеней магистра исламских наук и доктора исламских наук.

В университете Медины на протяжении многих лет проходят подготовку граждане России. Готовятся российские салафиты и  в Мекке, а также за пределами Саудовской Аравии – в  Кувейте и Катаре.  Основной целью работы подобных образовательных центров является подготовка высококвалифицированных ваххабитских проповедников, которые, получив диплом, отправляются "работать" на Родину.

Подготовка мусульманских проповедников ("первичная") осуществляется и на территории России.

На сегодняшний день существует более 20 лицензированных медресе на территории европейской части России. 8 из них находятся в Татарстане (два высших медресе  "Мухаммадия"; медресе им. 1000-летия принятия Ислама; Казанский исламский колледж находятся в Казани, а также "Ак мечеть" в Набережных Челнах; "Рисаля" в Нижнекамске; медресе им. Ризаэтдина Фахретдина в Альметьевске; Буинское медресе, Нурлатское медресе, медресе "Фанис" в Ютазинском районе Республики Татарстан.

7 медресе представляют собой филиалы Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман:  "Хаджи-Тархан" (Астрахань), "Биляр" (Ульяновск), "Нур" (Самара), "Хусаиния" (Оренбург),  "Нурул-Ислам" (Октябрьск), "Гулистан" (Батыревский район, деревня Шыгырданы Чувашии).

3 медресе функционируют в юрисдикции Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (Медресе им. М.Султановой и "Галия" в Уфе, "Нур аль-Иман" в Стерлитамаке),

Кроме того, активно функционируют: Московский высший духовный Исламский колледж, медресе "Шейх Саид" в Саратове, НИМ "Махинур" в Нижнем Новгороде.

Интересно, что ни одного медресе нет на Урале и в Сибири. Зато количество медресе в республиках Северного Кавказа исчисляется сотнями (В одном только Дагестане их – более сотни).

Личности

Багаутдин Магомедович Кебедов, также Багаутдин Мухаммад ад-Дагистани - один из идеологов северокавказских боевиков.

Родился в 1945 году (по другим данным - в 1942 году). В советское время организовал ряд нелегальных кружков по изучению арабского языка и ислама. В 1989 году Кебедов организовал мусульманскую общину - джамаат в городе Кизилюрт. В 1990 году участвовал в создании Всесоюзной исламской партии возрождения

Баггаудин Дагестани был одним из лидеров организации "Исламская армия Кавказа" - российской ветви египетской группировки "Бригады Исламбули". Исламская Армия Кавказа была создана на основе "Исламского Джамаата Дагестана" и состояла из дагестанских ваххабитов.

 

Хамзат Хасанович Чумаков

http://ingislam.ru/

https://www.facebook.com/ingislam.ru/

https://www.facebook.com/profile.php?id=100010283027790&fref=ts

Род. 19 декабря 1965 года, Насыр-Корт, СССР) - крупный ингушский общественный деятель и популярный религиозный (исламский) проповедник.

Лауреат конкурса кавказской региональной правозащитной организации "МАШР" "Герои гражданского общества".

 

Карачай Мухаммад Абдуллаевич (известный также как Мухаммад Карачай и Мухаммад Биджи-уллу)

Мусульманский общественный деятель, президент Мусульманского Миротворческого Центра. Активист Исламской партии возрождения

Проходил обучение у популярного в Карачаево-Черкессии богослова Яхья-эфенди Каппушева. Дальнейшее образование получил в Дагестанском Государственном Университете на факультете "Арабская филология". Также учился в Пакистане, в Международной Академии призыва.

В 1990 году на съезде мусульман СССР, проходившем в Астрахани, стал, после избрания, ответственным секретарем Исламской партии Возрождения, которая возникла в ходе съезда.

В 2007 году стал Президентом Мусульманского Миротворческого Центра

 

Рамазан Борлаков

https://vk.com/id258295851

Близкий соратник чеченского полевого командира Хаттаба